Свод правил поведения
Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни
Как советуют консультанты по этикету: всегда носите с собой хорошие манеры.
Нормы этикета необходимы, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.
В ночном клубе и театре поведение, уместное в разных ситуациях отличается от поведения при первом знакомстве. Понимание этих норм является неотъемлемой частью общей культуры человека; понимание их для всех ситуаций необходимо каждому человеку на уровне общего культурного развития (а не только отношений с близкими друзьями).
Будучи в общественных местах, помните о следующем:
- Стоит воздержаться от продолжительных объятий и поцелуев, даже между близкими людьми, влюбленными или супругами.
- Если вы случайно зацепили кого-то или наступили на ногу, следует извиниться.
- Свои вещи – сумку, портфель, скейт, музыкальный инструмент – нужно нести таким образом, чтобы не зацепить окружающих.
- Мусор следует бросать в урну или же забрать с собой до ближайшей урны.
- Не стоит показывать пальцем на людей и предметы.
- Нужно постоянно следить за своими детьми, чтобы они не мешали окружающим.
- Если возникла потребность остановиться в потоке людей, следует сначала отойти в сторонку.
- Во время общения стоит воздержаться от избыточной жестикуляции. Также не стоит чесаться, потирать руки, хрустеть костяшками пальцев.
- Следует воздержаться от громких разговоров как по телефону, так и между собой, если вы с другом, супругом, супругой или в компании.
- Нужно воздержаться от обсуждения домашних дел и нюансов своей личной жизни.
- Не расталкивайте людей, если вам нужно пройти.
- По улице мужчина идет слева от женщины. Исключение – военные, которые выполняют воинское приветствие (отдают честь) правой рукой.
Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.
Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:
- Зашедший в помещение первым здоровается с теми, кто уже находится внутри.
- Вниз по лестнице первым идет мужчина, вверх – женщина. Если лестница темная или помещение незнакомое для женщины, вверх по лестнице первым идет мужчина.
- В дверях мужчина пропускает вперед женщину, младший – старшего, рядовой сотрудник – начальника.
- Не инициируйте рукопожатие в туалетной комнате.
- Из равных по возрасту и статусу первым проходит тот, кто ближе к двери. Если расстояние до двери одинаковое, входящий пропускает выходящего.
- Сторону лестницы у перил следует уступать женщинам, пожилым людям и детям. Из двух людей одного пола уступает младший.
- Женщинам позволительно не снимать в помещении шляпу и перчатки, однако они обязаны снимать шапку и варежки.
- Следует воздержаться от прослушивания музыки или просмотра фильмов без наушников.
- Если двери двустворчатые, придерживайтесь правила «правостороннего движения» и оставляйте левую створку для идущих навстречу.
- Не стоит разглядывать в упор кого-либо, даже если вас что-то заинтересовало в человеке.
- Следует придержать дверь, если кто-то идет следом.
- В лифте стоящий ближе к кнопкам должен спросить у всех остальных этаж и нажать нужные кнопки.
А теперь немного поговорим о этикете в общественном транспорте.
Даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует соблюдать эти правила:.
- Следует занимать только одно сидячее место, если вы едете один. Не ставьте сумку на соседнее сиденье, не расставляйте широко ноги, мешая занять соседнее место.
- Если увидели знакомых в другом конце салона, поприветствуйте кивком и улыбкой.
- Подождать, пока свободные места займут пожилые люди, инвалиды, родители с маленькими детьми, беременные, и только потом занять одно из оставшихся свободным мест.
- Мужчине следует выйти из общественного транспорта первым, затем подать руку и помочь выйти спутнице.
- Подождать, пока из транспорта выйдут все, кто собирался выйти на остановке, и только потом заходить в салон.
Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.
Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:
- Не разговаривать по телефону за столом.
- При необходимости показать какой-либо предмет – телефон, книгу, что-то еще – просто передайте его из рук в руки.
- Не следует брать прозрачный фужер или бокал жирными руками.
- Во время трапезы или ожидания заказа не следует ставить локти на стол. Как исключение, локти на стол может ненадолго поставить дама, но не джентльмен.
- Нельзя класть на стол посторонние предметы, не имеющие отношения к трапезе.
- За одежду спутницы отвечает мужчина – помогает снять шубу или пальто и сдает верхнюю одежды спутницы в гардероб.
- Откашляться или чихнуть допустимо в сгиб локтя.
- Пользоваться косметикой, причесываться, наводить прочий марафет следует исключительно в уборной.
- При необходимости позвонить или принять звонок – извиниться и отлучиться из-за стола.
- В зале мужчина помогает сесть спутнице, отодвинув стул, и только после этого садится сам.
На самом деле, этикет за столом – это гораздо больший объем знаний. Причем в разных странах он может отличаться от того, что у нас принято делать на столе.
«warning» – Чтобы подготовиться к поездке за рубеж, нужно ознакомиться с правилами поведения в стране своего пребывания. Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания можно воспользоваться или ассоциативными техниками запоминания (например: метафоры).
Если сложить пальцы в жест Ok, то комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой — d «drink»
- Пришедшим вдвоем нельзя сидеть, положив голову на плечо спутника, или наклонив голову в направлении друг к другу, т.к. это мешает сидящим сзади зрителям.
- В антракте перемещаться на выход вдоль ряда лицом к сидящим, а не спиной.
- Приходить к началу спектакля и сеанса вовремя, без опозданий.
- Воздержаться от употребления пищи и напитков в зрительном зале.
- Если на сеанс или спектакль пришли две пары М+Ж, в зрительном зале женщины сидят по центру, мужчины – с обеих сторон, каждый возле своей спутницы.
- Не стоит беседовать во время сеанса или спектакля – следует дождаться окончания или антракта.
- Не снимать происходящее, если организаторы запретили съемку.
- Выключить или перевести гаджеты в беззвучный режим на время киносеанса или спектакля.
- Не следует жестикулировать, подпевать или отбивать такт ногой, если по ходу фильма или спектакля заиграла музыка.
- Сидеть спокойно, не наклоняться вправо-влево и вперед-назад, чтобы не мешать соседям и сидящим сзади вас.
Уточним, что для концертов правила более демократичны.
Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!».
Кроме того, рок-концерт никогда не начинается вовремя. Поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.
Тут тоже есть свои правила. Соблюдая их, вы не только проявите вежливость и произведете на людей приятное первое впечатление:.
- При знакомстве представляют мужчину женщине, младших по возрасту или должности – старшим, пришедших позже – пришедшим ранее.
- Человека, которому вы представляете незнакомца, нужно назвать первым, а того, кого представляют, – вторым. Например: «Катя, познакомься, это Роман», «Иван Петрович, это Марина».
- Допустимо и желательно уточнять при знакомстве род занятий и/или степень вашего знакомства с теми, кого вы представляете друг другу. Например: «Катя, познакомься, это мой муж Роман. Рома, познакомься, это моя подруга Катя, мы вместе учились в университете».
- Руку для рукопожатия первым должен подать человек, которому представили незнакомца.
- Если с вами хотят поздороваться за руку в момент, когда вы сидите, следует встать или хотя бы слегка привстать.
И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.
В целом это стандарт для коммуникации в рабочей обстановке, который обязательный ко всем: биг боссу и рядовому сотруднику.
- Не опаздывайте.
- На деловых встречах не положено целовать руку женщинам.
- На деловых переговорах постарайтесь изъясняться четко, кратко и внятно, чтобы суть вашего сообщения была предельно ясной.
- Всегда спрашивайте разрешение ваших деловых партнеров, если хотите сослаться на них третьим лицам, указать их в списке партнеров у себя на сайте, рассказать какой-либо случай с их участием в публичной плоскости.
- О своем видеозвонке следует предупредить заранее, например, текстовым сообщением.
- Перед тем как зайти, постучите или скажите «здравствуйте», если дверь открыта.
- Если во время звонка прервалась связь, перезвонить должен инициатор звонка.
- В мессенджерах не дробите длинное сообщение на короткие – лучше сократите суть письма так, чтобы оно легко поместилось в одно сообщение.
- Всегда здоровайтесь, говорите «спасибо» и «пожалуйста», не перебивайте собеседника.
- Перепроверяйте письменные сообщения и исправляйте ошибки перед отправкой.
- Предупреждайте о своем визите.
- Во время видеозвонка смотрите на собеседника, а не на себя в камере.
- На телефонный звонок лучше отвечать после 2-го или 3-го гудка.
- За деловой ужин платит тот, кто пригласил на ужин.
- Представьтесь, если вы позвонили с нового номера.
- Не обсуждайте отсутствующих и тем более не отзывайтесь о них плохо.
- Воздержитесь от избытка сленга и слов иностранного происхождения, особенно, если на деловой встрече присутствуют специалисты из смежных сфер деятельности, не слишком знакомые с тонкостями вашей работы.
- Если вам не ответили после 5-го гудка, положите трубку.
- Рукопожатие должен инициировать руководитель, в том числе, если подчиненные женщины.
- Не раскрывайте и не выспрашивайте коммерческие тайны.
Основных правил этикета множество. Их много, и они отличаются по ситуации (общение с клиентом или деловым партнером).
В принципе, деловой этикет и деловые манеры – не такие сложные вещи.
Собственные требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка могут отличаться. Но есть общие правила, которые требуют соблюдения: одежда должна быть чистой и сочетаться с аксессуарами – это основные этикетные нормы для каждого из нас!
Эти правила этикета являются обязательными для соблюдения. Если вы научитесь их соблюдать, это только прибавит вам в карму!
Например, в фитнес-центре. Это значительно облегчит вашу коммуникацию с окружающими людьми и даст вам возможность лучше ориентироваться во всевозможных ситуациях!