Меню
Главная - Другое - Свод правил поведения

Свод правил поведения

Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни


Как советуют консультанты по этикету: всегда носите с собой хорошие манеры.

Нормы этикета необходимы, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.

В ночном клубе и театре поведение, уместное в разных ситуациях отличается от поведения при первом знакомстве. Понимание этих норм является неотъемлемой частью общей культуры человека; понимание их для всех ситуаций необходимо каждому человеку на уровне общего культурного развития (а не только отношений с близкими друзьями).

Будучи в общественных местах, помните о следующем:

  1. Стоит воздержаться от продолжительных объятий и поцелуев, даже между близкими людьми, влюбленными или супругами.
  2. Если вы случайно зацепили кого-то или наступили на ногу, следует извиниться.
  3. Свои вещи – сумку, портфель, скейт, музыкальный инструмент – нужно нести таким образом, чтобы не зацепить окружающих.
  4. Мусор следует бросать в урну или же забрать с собой до ближайшей урны.
  5. Не стоит показывать пальцем на людей и предметы.
  6. Нужно постоянно следить за своими детьми, чтобы они не мешали окружающим.
  7. Если возникла потребность остановиться в потоке людей, следует сначала отойти в сторонку.
  8. Во время общения стоит воздержаться от избыточной жестикуляции. Также не стоит чесаться, потирать руки, хрустеть костяшками пальцев.
  9. Следует воздержаться от громких разговоров как по телефону, так и между собой, если вы с другом, супругом, супругой или в компании.
  10. Нужно воздержаться от обсуждения домашних дел и нюансов своей личной жизни.
  11. Не расталкивайте людей, если вам нужно пройти.
  12. По улице мужчина идет слева от женщины. Исключение – военные, которые выполняют воинское приветствие (отдают честь) правой рукой.

Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.

Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:

  1. Зашедший в помещение первым здоровается с теми, кто уже находится внутри.
  2. Вниз по лестнице первым идет мужчина, вверх – женщина. Если лестница темная или помещение незнакомое для женщины, вверх по лестнице первым идет мужчина.
  3. В дверях мужчина пропускает вперед женщину, младший – старшего, рядовой сотрудник – начальника.
  4. Не инициируйте рукопожатие в туалетной комнате.
  5. Из равных по возрасту и статусу первым проходит тот, кто ближе к двери. Если расстояние до двери одинаковое, входящий пропускает выходящего.
  6. Сторону лестницы у перил следует уступать женщинам, пожилым людям и детям. Из двух людей одного пола уступает младший.
  7. Женщинам позволительно не снимать в помещении шляпу и перчатки, однако они обязаны снимать шапку и варежки.
  8. Следует воздержаться от прослушивания музыки или просмотра фильмов без наушников.
  9. Если двери двустворчатые, придерживайтесь правила «правостороннего движения» и оставляйте левую створку для идущих навстречу.
  10. Не стоит разглядывать в упор кого-либо, даже если вас что-то заинтересовало в человеке.
  11. Следует придержать дверь, если кто-то идет следом.
  12. В лифте стоящий ближе к кнопкам должен спросить у всех остальных этаж и нажать нужные кнопки.

А теперь немного поговорим о этикете в общественном транспорте.

Даже если вы не обзавелись личным авто, вам стоит усвоить некоторые правила поведения на дорогах общественного транспорта:.

Даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует соблюдать эти правила:.

  1. Следует занимать только одно сидячее место, если вы едете один. Не ставьте сумку на соседнее сиденье, не расставляйте широко ноги, мешая занять соседнее место.
  2. Если увидели знакомых в другом конце салона, поприветствуйте кивком и улыбкой.
  3. Подождать, пока свободные места займут пожилые люди, инвалиды, родители с маленькими детьми, беременные, и только потом занять одно из оставшихся свободным мест.
  4. Мужчине следует выйти из общественного транспорта первым, затем подать руку и помочь выйти спутнице.
  5. Подождать, пока из транспорта выйдут все, кто собирался выйти на остановке, и только потом заходить в салон.

Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.

Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:

  1. Не разговаривать по телефону за столом.
  2. При необходимости показать какой-либо предмет – телефон, книгу, что-то еще – просто передайте его из рук в руки.
  3. Не следует брать прозрачный фужер или бокал жирными руками.
  4. Во время трапезы или ожидания заказа не следует ставить локти на стол. Как исключение, локти на стол может ненадолго поставить дама, но не джентльмен.
  5. Нельзя класть на стол посторонние предметы, не имеющие отношения к трапезе.
  6. За одежду спутницы отвечает мужчина – помогает снять шубу или пальто и сдает верхнюю одежды спутницы в гардероб.
  7. Откашляться или чихнуть допустимо в сгиб локтя.
  8. Пользоваться косметикой, причесываться, наводить прочий марафет следует исключительно в уборной.
  9. При необходимости позвонить или принять звонок – извиниться и отлучиться из-за стола.
  10. В зале мужчина помогает сесть спутнице, отодвинув стул, и только после этого садится сам.

На самом деле, этикет за столом – это гораздо больший объем знаний. Причем в разных странах он может отличаться от того, что у нас принято делать на столе.

«warning» – Чтобы подготовиться к поездке за рубеж, нужно ознакомиться с правилами поведения в стране своего пребывания. Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания можно воспользоваться или ассоциативными техниками запоминания (например: метафоры).

Если сложить пальцы в жест Ok, то комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой — d «drink»

  1. Пришедшим вдвоем нельзя сидеть, положив голову на плечо спутника, или наклонив голову в направлении друг к другу, т.к. это мешает сидящим сзади зрителям.
  2. В антракте перемещаться на выход вдоль ряда лицом к сидящим, а не спиной.
  3. Приходить к началу спектакля и сеанса вовремя, без опозданий.
  4. Воздержаться от употребления пищи и напитков в зрительном зале.
  5. Если на сеанс или спектакль пришли две пары М+Ж, в зрительном зале женщины сидят по центру, мужчины – с обеих сторон, каждый возле своей спутницы.
  6. Не стоит беседовать во время сеанса или спектакля – следует дождаться окончания или антракта.
  7. Не снимать происходящее, если организаторы запретили съемку.
  8. Выключить или перевести гаджеты в беззвучный режим на время киносеанса или спектакля.
  9. Не следует жестикулировать, подпевать или отбивать такт ногой, если по ходу фильма или спектакля заиграла музыка.
  10. Сидеть спокойно, не наклоняться вправо-влево и вперед-назад, чтобы не мешать соседям и сидящим сзади вас.

Уточним, что для концертов правила более демократичны.

Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!».

Кроме того, рок-концерт никогда не начинается вовремя. Поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.

Тут тоже есть свои правила. Соблюдая их, вы не только проявите вежливость и произведете на людей приятное первое впечатление:.

  1. При знакомстве представляют мужчину женщине, младших по возрасту или должности – старшим, пришедших позже – пришедшим ранее.
  2. Человека, которому вы представляете незнакомца, нужно назвать первым, а того, кого представляют, – вторым. Например: «Катя, познакомься, это Роман», «Иван Петрович, это Марина».
  3. Допустимо и желательно уточнять при знакомстве род занятий и/или степень вашего знакомства с теми, кого вы представляете друг другу. Например: «Катя, познакомься, это мой муж Роман. Рома, познакомься, это моя подруга Катя, мы вместе учились в университете».
  4. Руку для рукопожатия первым должен подать человек, которому представили незнакомца.
  5. Если с вами хотят поздороваться за руку в момент, когда вы сидите, следует встать или хотя бы слегка привстать.

И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.

В целом это стандарт для коммуникации в рабочей обстановке, который обязательный ко всем: биг боссу и рядовому сотруднику.

  1. Не опаздывайте.
  2. На деловых встречах не положено целовать руку женщинам.
  3. На деловых переговорах постарайтесь изъясняться четко, кратко и внятно, чтобы суть вашего сообщения была предельно ясной.
  4. Всегда спрашивайте разрешение ваших деловых партнеров, если хотите сослаться на них третьим лицам, указать их в списке партнеров у себя на сайте, рассказать какой-либо случай с их участием в публичной плоскости.
  5. О своем видеозвонке следует предупредить заранее, например, текстовым сообщением.
  6. Перед тем как зайти, постучите или скажите «здравствуйте», если дверь открыта.
  7. Если во время звонка прервалась связь, перезвонить должен инициатор звонка.
  8. В мессенджерах не дробите длинное сообщение на короткие – лучше сократите суть письма так, чтобы оно легко поместилось в одно сообщение.
  9. Всегда здоровайтесь, говорите «спасибо» и «пожалуйста», не перебивайте собеседника.
  10. Перепроверяйте письменные сообщения и исправляйте ошибки перед отправкой.
  11. Предупреждайте о своем визите.
  12. Во время видеозвонка смотрите на собеседника, а не на себя в камере.
  13. На телефонный звонок лучше отвечать после 2-го или 3-го гудка.
  14. За деловой ужин платит тот, кто пригласил на ужин.
  15. Представьтесь, если вы позвонили с нового номера.
  16. Не обсуждайте отсутствующих и тем более не отзывайтесь о них плохо.
  17. Воздержитесь от избытка сленга и слов иностранного происхождения, особенно, если на деловой встрече присутствуют специалисты из смежных сфер деятельности, не слишком знакомые с тонкостями вашей работы.
  18. Если вам не ответили после 5-го гудка, положите трубку.
  19. Рукопожатие должен инициировать руководитель, в том числе, если подчиненные женщины.
  20. Не раскрывайте и не выспрашивайте коммерческие тайны.

Основных правил этикета множество. Их много, и они отличаются по ситуации (общение с клиентом или деловым партнером).

В принципе, деловой этикет и деловые манеры – не такие сложные вещи.

Собственные требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка могут отличаться. Но есть общие правила, которые требуют соблюдения: одежда должна быть чистой и сочетаться с аксессуарами – это основные этикетные нормы для каждого из нас!

Эти правила этикета являются обязательными для соблюдения. Если вы научитесь их соблюдать, это только прибавит вам в карму!

Например, в фитнес-центре. Это значительно облегчит вашу коммуникацию с окружающими людьми и даст вам возможность лучше ориентироваться во всевозможных ситуациях!