Меню
Главная - Автомобильное право - Перестроение в свой ряд после обгона

Перестроение в свой ряд после обгона

Как избежать ДТП при перестроении, ответственность за аварию


Даже несложный маневр, как переезд с одной полосы на другую, может обернуться аварией. При интенсивном движении виновник определяется по обстоятельствам происшествия:.

  1. при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.
  2. перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  3. он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  4. автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  1. если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  2. уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  3. если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  4. выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.
  5. желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение регламентируется пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента.

Если речь идет о машинах, движущихся по разным линиям следования или одна чуть быстрее другой (получается более быстрая), понятно кто кому уступает.

  1. Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди может отслеживать действия второго автомобилиста только при помощи автомобильных зеркал. Это сложнее — водитель идущего сзади автомобиля не сможет замедлить скорость для того, чтобы пропустить едущий позади авто и избежать столкновения с другим автомобилем или другой машиной справа от него (если таковое случится).

Обоим следует принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД: при выполнении маневров не должно создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения

  1. Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Водитель транспортного средства должен вести машину по возможности ближе к правому краю проезжей части. В населенных пунктах, где разрешена скорость более 80 км/ч водители транспортных средств должны держать их как можно дальше от правого края дороги и иметь возможность объезжать справа у тротуаров при свободных правых полосах движения;

В разделах ПДД о взаимном перестроении отдельно не рассматривается, так как его обязательно выполняют по пунктам 8.1 и 8.4.

  1. Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

  1. Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком.

info’]Он здесь разрешен, если речь идет не о обгоне и не про обмен местами. Здесь все как у всех: машины слева должны двигаться прямо перед ними, а их путь – строго по встречке. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток (это может оказаться транспорт, который едет справа).

Помеха справа работает только при перестроении по полосам. Если же они едут вместе, то первый имеет преимущество в любом случае

Проще это понять на примерах:

  1. F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.
  2. S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  1. у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  2. у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  1. если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.
  2. если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях.

Виновного выявляют по совокупности нарушений правил. Уехать с левой полосы на правую необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или иных причин.

Но не все водители выполняют маневр правильно. И в результате спешащие автомобили сталкиваются, и виновника нужно установить по тому месту на правом краю полосы, где он находился ближе к левому концу дороги.

У него есть преимущество, зафиксированное в подпункте 8.4 ПДД: При одновременном перестроении транспортных средств водитель должен уступить дорогу транспортному средству справа.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило.

Не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. Его накажут за эти нарушения: не было у него документов и его признали виновным в ДТП — это был всего лишь водитель правой машины с правым рулем; по закону ему придется отвечать перед тем же человеком (не менее виновного).

Перестроение с правой полосы на левую может закончиться аварией, если это путь несвободен.

Виноват водитель, который не пропустил машину с перестроением. Согласно ПДД он должен дождаться правой машины (пункт 8.4) или подождать пока она проедет левое ТС – пункт 6.1 правил

И лишь затем перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у меняющего траекторию автомобиля есть приоритет в передвижении по дороге!

В таком случае определить виновника ДТП будет сложнее, если дорога многополосная или есть факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника.

  1. Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.
  2. Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  1. Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение.

    Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость.

    Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.

  2. Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе.

    Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее.

    Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить.

    Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда.
    Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  3. То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин.
    Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону.

    В результате левая машина переместилась на разметку.

Если все так и было, вина в том, что едет по соседней полосе ехавший автомобиль двигался слишком медленно.

Он может захотеть обогнать неторопливое ТС и затем перестроиться в его ряд. В этом случае ДТП возможно, хотя не исключено оно только если он выстроится из ряда машин по соседству с ним…

Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  1. водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  2. автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях.

По результатам экспертизы и опроса очевидцев выясняют, что произошло при перестроении.

И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  1. если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:
  2. тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  3. если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;

Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом, перестроением или разворотом влечет предупреждение либо наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  1. к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

В случае невыполнения требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующему преимущественным правом движение (часть 2 статьи 12.13), налагается штраф в размере пятисот рублей за каждый отказ от уступки дороги другому автомобилю или другой машине без прав

На ремонт разбитой машины потерпевшего пойдут деньги страховой компании виновника ДТП. Если этого не хватит, его ожидает иск о возмещении ущерба!

К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Нарушения при перестроении на перекрестке Штраф за нарушение правил движения в поперечном направлении может быть взыскан с водителя, который выехал не по правилам и помешал движению другого транспорта.

Машина не уступила оппоненту, у которого есть приоритет в следовании через перекресток на 1000 рублей. Перед маневром был зажжен поворотник по ч.1 ст.12.13.

Штраф за нарушение разметки при перестроении накладывается по ч.1 ст.12.16 КоАП: Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или другой специальной маркой проезжей части дороги (кроме случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями этой главы), –влечет предупреждение либо штраф в размере пятисот рублей.

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий движения транспорта.

1.11 нельзя пересекать, если пунктирная составляющая расположена справа. В противном случае вы рискуете стать виновником аварии при перестроении или в ДТП не оказаться виновным

Это возможно, если:

  1. перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  2. ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  3. не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  4. анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  5. не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Рекомендуем прочитать о .

Вы узнаете, что считается круговым участком и почему возникает авария на кольце.

А подробнее о ДТП на главной.

Перестроение в другой ряд следует совершать, если оно действительно необходимо и возможно.

Если водитель не уверен в своих силах, даже в пробке лучше оставаться в пределах прежней полосы.