Меню
Главная - Другое - Детский сад для неполной семьи

Детский сад для неполной семьи

Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада


Елена Володченкова Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог в процессе работы с рассматриваемой категорией семей – выявить проблемы неполной семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности неполной семьи важно создание условий для понимания матерью или отцом своего положения (воспитанной позиции) ребёнка [18].

Но это не мешает тому факту, что ребёнок воспитывается одним родителем и его счастью. И поэтому тот факт того обстоятельства, что он воспитан один (или другим) отцом), сам по себе ни в коей мере накладывает какие-то особые черты характера или характерных черт другого ребёнка

Дело не только в том, что процесс воспитания труден и возможны определённые опасности. Этому педагогу придётся уделить особое внимание — социально-педагогическому воспитателю или психологу…

Семейный социальный педагог осуществляет диагностирование проблем в социуме, социально-педагогическую защиту семьи и личности. При этом он собирает информацию о практике семейного воспитания (народная), учит родителям семейным традициям; способствует развитию народных традиций семейных отношений [29], с. 55].

к. она характеризуется некоторым отклонением от норм, не позволяющим определить её как благополучную и снижающую способности данной семьи к адаптации в обществе; Социальному педагогу необходимо провести диагностику, а на основе полученных результатов разработать комплекс мероприятий и направлений для конкретной семьи. – диагностическое (изучение неполной семьи, её проблем); — прогнозирующее — изучение социальной микросреды образовательного учреждения; изучает и оценивает особенности образовательной среды в учреждении, предсказывает возможные влияния на дошкольников.

Социальный педагог организует и проводит индивидуальные консультации для одиноких родителей, оказывает консультативную помощь одиноким родителям.

Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь по организации, координации и информирование. Помощь во взаимодействии направлена на организацию семейного досуга (включающую выставку-продажу вещей), благотворительные аукционы; выставки – продажи порченых вещичек или подарков для семей с детьми летних каникул и др).

Помощь в координации направлена на активизацию разных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи, положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании осуществляется через консультирование. — организационное, воспитательное; – методическое. Социально значимую деятельность детей в открытой микросреде организует социальный педагог: включает дошкольников во различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; координирует действия всех субъектов социального воспитания. Содействуя организации, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей в открытой микросреде; включает дошкольников во все виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней и координирует их работу со взрослыми.

В процессе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания, развития личности дошкольника; планирует свою социально-педагогическую деятельность на основе результатов предыдущей работы. Помощь в воспитании осуществляется социальным педагогом непосредственно с родителями – путем их консультирования или же через создание специальных воспитательных ситуаций для обеспечения своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования её воспитательного потенциала. — коррекционное, реабилитационное Коррекционная деятельность социального педагога заключается в том: что он защищает детей от негативных воздействий социальной среды и помогает им раскрыться как личности.

[32, с. 89] Содержательное наполнение этих направлений деятельности разнообразно по своему характеру и структуре: формирование доверия к информации о типичных недостатках воспитания детей — это своего рода акт релевантности в глазах родителя; установление контактной позиции – задача социального педагога для подготовки родителей ко взаимодействию, установлению связи (для установления доверительного общения). Целью социальной работы является выработка у родительского сообщества адекватной реакции. Следует признать то обстоятельство что сама собой не может быть определен результат социализации ребёнка

Целесообразно признать, что сама по себе неполнота семьи не определяет результата социализации ребёнка. Однако в совокупности с другими негативными факторами (неблагоприятные условия жизнедеятельности), она всё же негативно влияет на развитие и становление личности ребенка

Социальный педагог в дошкольном учреждении напоминает одинокому родителю о негативных факторах, влияющих на развитие ребёнка.

Также следует обратить внимание на эмоциональные факторы, которые влияют глубоко и драматически на развитие личности ребёнка в неполной семье.

Важнейшей задачей социального педагога в детском саду является обеспечение эмоционального «тыла» всем членам семьи и подготовка детей из данной категории семей для успешной социализации в общество. Для решения данных задач социальный педагогу предстоит оказать помощь одинокому родителю при решении воспитательных проблем ребенка или подростка [10, с.162].

Для этой работы социальный педагог предлагает такие формы деятельности как родительский лекторий, тематические конференции по обмену знаниями в области семейного воспитания и индивидуальные консультации.

Социальный педагог поможет родителям, воспитывающим детей в одиночку. В формировании таких необходимых умений он должен помочь им сформировать такие необходимые умения как: 1.

Организовать жизнедеятельность неполной семьи так, чтобы примириться с ребёнком; 2. Обеспечивать активную жизнь ребёнка и достижение успеха; 3. Организовывать совместное досуговое время для ребенка; 4. Формировать стремление к успеху и достижениям…

Предъявлять требования к ребёнку и добиваться их осуществления; 7.

8. Относиться критически к недостаткам ребенка; 9. Планировать вместе с ребенком его будущее.

При необходимости сотрудничать с детским садом для совместного взаимодействия по обеспечению позитивной социализации ребёнка в обществе [34, c. 67].

Если в рассматриваемой семье нарушены отношения эмоционального плана, то социальный педагог работает с эмоциональным настроением семьи. Он помогает понять важность взаимной уважительности и заботливости матери к ребёнку; помогая осознать необходимость соблюдения справедливости по отношению ребёнка ко всем окружающим людям: предоставления ему самостоятельность для самоутверждения.

Рекомендуем прочесть:  Как писать жалобу на коллекторов

В процессе совместной работы с одинокой матерью или отцом, а также в организации индивидуальных консультаций и психологического сопровождения ребенка осуществляется социально-психологическая подготовка родителя к воспитанию ребёнка.

К одному из направлений социальной педагогики относится взаимодействие со специалистами других социальных институтов (организаций), которые помогут рационально построить работу с неполными семьями; снизить социальную напряженность:

В рамках одной из направлений работы с данной категорией семей необходимо взаимодействовать со специалистами, учреждениями и организациями других социальных институтов для того чтобы снизить социальную напряженность. Социальный педагог выполняет задачи по организации взаимодействия с данными источниками. В частности, специалист должен обеспечить связь со следующими: — аналогичные семьи и соседи; – психолог (сопровождение в решении проблем во взаимоотношениях между детьми), выработка рекомендаций о улучшении психологический климата у детей, разработка методических материалов для улучшения социального климата данной семье[13], с. 276]. М.В Шакурова относит к основным направлениям работы социально-педагогического работника следующее: 1. Построение взаимоотношений родителей или отцов, решение жилищного вопроса 2. Систематизация отношений матери/отца c ребенком.

Выявление таких семей, где женщина или мужчина воспитывают одного либо нескольких детей и исследование внутрисемейных отношений. Это позволяет определить направления помощи в том числе с привлечением других специалистов; 3. Оказание юридической консультации: отстаивание интересов матерей (отцов) и их детей путем предоставления различных юридических консультационных услуг.

Социальный педагог, анализируя проблему неполной семьи и выбирая наиболее приемлемый вариант помощи в каждом конкретном случае [32] осуществляет помощь детям из данных семей для разрешения проблем социализации.

Возможности социального педагога в реализации программы помощи неполной семье достаточно широки.

В этом случае досуг одинокого родителя и ребёнка (детей) обеспечит совместная деятельность, совместные праздники или соревнования.

В соответствии с этим специфика работы социального педагога в дошкольном учреждении заключается во взаимодействии со структурой неполных семей, задачей которого является оптимизировать отношения между одинокими родителями и их детьми. Социальный педагог в рассматриваемых семьях осуществляет: диагностику проблем, выявление микросреды и степени влияния на членов семьи; организационно-коммуникативную деятельность – психолого -педагогическое просвещение одиноких родителей (родителей)); профилактический процесс — предупреждение возникновения различного рода трудностей с членами неполного семейства.

Социальный педагог проводит индивидуальные консультации для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Помощь одиноким родителям — органическая часть дошкольной системы социально-педагогической поддержки детей и подростков из неполной семьи – важная составляющая воспитательного процесса детского сада по социализации.